<
Понедельник, 26.08.2019, 09:52
Приветствую Вас, Гость

«Профилактика нарушений осанки и сводов стоп у детей в совместной деятельности взрослого и детей по физическому воспитанию»

В период роста и развития осанка детей и состояние сводов стоп неустойчивы и могут меняться как в худшую, так и в лучшую сторону. Работа по профилактике нарушений должна планироваться с 5 лет.
   При этом решаются следующие задачи:
1. Формирование элементарных знаний об осанке и стопе, их значении для здоровья.
2. Создание представления о правильной осанке и нормальных сводах стоп, формирование умения удерживать правильное положение тела в пространстве.
3. Формирование знаний о физических упражнениях, составляющих основу их профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
4. Формирование потребностей и мотивов, обеспечивающих активное отношение детей к сохранению правильной осанки, выработки привычки следить за осанкой.
5. Формирование  умения выполнять упражнения.
6. Укреплять мышечные группы, участвующие в удержании осанки и сводов стоп.
   Планирование материала должно осуществляться в 3 направлениях:
- Специальное выделение времени занятия (5-7 минут): упражнения от стены и в балансировании, не связанные с целевой направленностью занятия.
- Планирование специальных средств формирования сводов стоп: ходьба босиком по неровной поверхности.
- Планирование средств и методов, позволяющих решать профилактические и образовательные задачи (ходьба по канату, на носках, на пятках, внешней и внутренней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок).
 
В основе методик по формированию правильной осанки лежат 2 группы упражнений:

1. Упражнения, которые оказывают общее воздействие на организм, содействуют гармоничному развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют все группы мышц.
2. Упражнения, направленные на вырабатывание ощущений правильной осанки, развитие и тренировку различных анализаторов, принимающих участие в поддержании правильной осанки.
  В результате исследований выявлено, что уровень развития силовой выносливости мышц туловища не оказывает решающего влияния на состояние осанки. Основное значение в профилактике нарушений должно отводиться средствам и методам формирования навыка правильного положения в пространстве. Это упражнения в балансировании (с предметом на голове). Использование их должно быть системным.
     Упражнения для формирования правильной осанки у стены:
1. Принять правильную осанку (п.о.): затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пятки должны касаться стены.
2. Принять правильную осанку, закрыть глаза, отойти от стены на 1 – 2 шага, проверить п.о.
3. Принять п.о. Присесть, разводя колени в стороны медленно встать, не отрывая спины от стены.
4. Принять п.о. Приподняться на носках, удержаться 3 – 5 секунд. Возвратиться в исходное положение.
5. Принять п.о. Выполнять различные движения руками (вверх, в стороны, к плечам, на пояс).
6. Принять п.о. Наклониться вперёд на 45 градусов (ноги и поясничная область остаются прижаты к стене).
7. Принять п.о. Руки к плечам. Выполнять наклоны вправо, влево, не отрываясь спиной от стены.
8. Принять п.о. Руки на пояс. Выполнять различные движения ногами, не отрываясь спиной от стены (поднимать прямые и согнутые ноги, отводить в стороны).
9. Принять п.о. Передвигаться приставным шагом вправо и влево, не отрываясь.
10. Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять п.о. – вдох. Потянуться вверх всем телом, опустить плечи, вытянуть позвоночник, выдох.
     Упражнения по формированию навыков правильной осанки с предметом на голове.
1. Ходить по кругу с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку.
2. Ходить с мешочком на голове в полуприсяде, с высоким подниманием коленей, на носках, боком, приставным шагом.
3. Ходить с мешочком на голове с выполнением различных движений руками.
4. Ходить с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия
5. Ходить с мешочком на голове по гимнастической скамейке.
6. Бросать мяч двумя руками от груди партнёру с мешочком на голове.
7. С мешочком на голове встать, сесть.
        Общеразвивающие упражнения.
1. И.п. – ноги врозь, руки в стороны, 1- наклон влево, 2 – наклон вправо(6 – 8 раз).
2. И.п. – ноги врозь, руки к плечам. 1 – налон корпуса вперед, спина прямая, выдох-вдох (6 – 8 раз).
3. И.п. – о.с. 1-3 – присед, обхватить руками колени, выдох; 4 – и.п., вдох (8 – 10 раз).
4. И.п. – сидя, упор сзади. 1 – поднять таз, голову, прогнуться,2 – 7 –держать позу, 8-и.п.
5. Лёжа на правом боку. 1 – левая нога вверх, 2 – и.п. (8 -10 раз с каждого бока)
    Для профилактики плоскостопия рекомендуются упражнения, направленные на укрепление мышц ног в сочетании с укреплением всех групп мышц.
     Упражнения в ходьбе
1. Ходьба на носках, пятках, наружном крае стоп, согнув пальцы. (По 30-40 секунд)
2. Ходьба на носках в полуприседе, носки вовнутрь (30-40 секунд.)
3. Ходьба перекатами с пятки на носок. (40-50 секунд)
4. Ходьба по неровной поверхности (по канату, медицинболам и др.)
5. Ходьба на носках по наклонной плоскости вверх и вниз. (Гимнастическую скамейку устанавливают на гимнастическую стенку под углом 10 - 15 градусов. Ходьбу вверх выполняют спиной вперёд.
6. Ходьба с поджатыми пальцами (30-40 секунд)
      Упражнения в и.п. стоя.
1. И.п. – о.с. 1 – развести носки в стороны; 2 – и.п. Стопы от пола не отрывать. Темп средний. Дыхание свободное.(10-20 раз)
2. И.п. – о.с. 1 – развести пятки в стороны; 2 – и.п. Стопы от пола не отрывать. Темп средний. Дыхание свободное. (120-20 раз)
3. И.п. – о.с. 1 – поднять пальцы кверху; 2 – и.п. Темп средний. Дыхание свободное. (10-15 раз)
4. И.п. – о.с. 1- одновременно поднять носок правой ноги и пятку левой; 2 - одновременно поднять пятку правой ноги и носок левой. Темп быстрый. Дыхание свободное. (10-20 раз).
5. И.п. – о.с. 1 – развести носки в стороны; 2 – развести пятки в стороны; 3 – как 1; 4 – как 2; 5 – 8 вернуться в и.п. Темп медленный. (6-8 раз).
6. И.п. – стоя на наружных сводах ног. Выполнять полуприседания (спина прямая). (10-12 раз)
7. И.п. – о.с., руки на пояс. Выполнить продвижение вперёд за счёт сгибания пальцев ног (10-30 секунд)
8. И.п. – стойка на правой, левую поднять вперёд на 45 градусов, руки на пояс. 1- 4- круговые движения стопой.
9. И.п. – стойка на правой, левую поднять на 45 градусов, руки на пояс. 1 – разогнуть стопу (носок оттянуть вниз); 2 – согнуть стопу (носок на себя). Темп быстрый. (10-15 раз)
10. И.п. – упор присев. Передвигаться в разные стороны, можно прыжками. (До 1 минуты).
     Упражнения с использованием спортивного инвентаря и оборудования.
1. Лазанье по канату (в носках), захватывая его стопами.
2. Лазанье вверх и вниз по гимнастической лестнице (без обуви)
3. Передвижение по гимнастической стенке приставным шагом (середина стоп на одной из реек), захват руками на уровне груди.
4. И.п. – Стоя на рейке гимнастической стенки (на пальцах), хват за рейку, на уровне пояса – присед (опустить пятки как можно ниже), и.п. (6-9 раз).
5. И.п. – сидя, стопы на мяче. Прокатывать мяч. (1 – 1,5 минуты)
6. И.п. – сидя попарно или в кругу лицом друг к другу. Отталкивание стопами набивного мяча друг другу.
7. И.п. – сидя на полу,, захватить пальцами ног скомканную бумажку и переложить её вправо, влево.
8. И.п. – сидя на полу. 1 – захватить пальцами ног гимнастическую палку; 2 – 3 –ноги выпрямить; 4 –и.п.
9. И.п. – стоя поперёк гимнастической палки; 1 – присесть. 2 – и.п. (8-10 раз)
10. И.п. – стоя вдоль гимнастической палки. Ходьба по гимнастической палке.
11. Ходьба по ребристой доске, наклонной поверхности.
     
   Используемая литература:
«Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию». И.Пенькова
Дошкольное воспитание №9, 2010.


Воспитатель Хабарова С.Н.